«Волшебный мешочек» или «Назови фигуру»Раннее обучение детей дошкольного возраста игре в шахматы позволяют обеспечить более комфортное вхождение ребенка в учебный процесс начальной школы, помогают расширить круг общения детей, к тому же дают возможность современному ребенку научиться выбирать из потока информации самое главное, которое будет его окружать в жизни.
Весь процесс обучения ребят в нашей школе-студии «ГАРДЭ» строиться в непринуждённой игровой форме с использованием шахматных дидактических игр и упражнений.
Только таким образом ребенок может освоить материал, не теряя к нему живого интереса.
Шахматная игра помогает расширению круга общения, возможностей полноценного самовыражения, самореализации, позволяет детям преодолеть замкнутость, мнимую ущербность.
Обучение игре в шахматы с самого раннего возраста помогает многим детям не отставать в развитии от своих сверстников.
Процесс обучения в нашей школе проходит в несколько этапов:
Художественно — творческая деятельность: — раскрашивание, рисование, вырезание, различные аппликации на шахматную тему и т. д.;
— разучивание стихотворений о шахматных фигурах.
Дидактические игры-задания:
— «Чего не стало», «Что изменилось» «Большая и маленькая»;
— «Собери шахматную фигуру» — дети из нескольких частей собирают целую шахматную фигуру (пазлы);
— «Найди фигуру».
На столе расставляют белые и черные шахматные фигуры, и детям необходимо найти ту или иную фигуру на демонстрационной магнитной шахматной доске;
— «Волшебный мешочек».
В непрозрачном мешочке по очереди прячутся все шахматные фигуры, каждый из детей на ощупь пытается определить, какая фигура спрятана;
— «Назови фигуру»
Ребенок бросает кубик с шахматными фигурами, на какую сторону упадет кубик, ту и называет фигуру.
Эти игры помогают лучше познакомить и закрепить малышам название шахматных фигур.А просмотр познавательных шахматных мультфильмов:
— «Мудрые сказки тетушки совы»; - Забавная история про ежика, где он учится в лесу играть в шахматы; - «Фиксики», «Маша и Медведь» и других мультфильмов про шахматы формируют интерес к шахматной игре.
Почему мы любим, играть в «Жадного Короля»?Шахматы — старинная и очень увлекательная игра, помогающая в развитии памяти и логического мышления. Интеллектуальная игра в шахматы является одним из наиболее распространенных видов спорта в нашей стране.
Данная игра вырабатывает объективность мышления, логику, тренирует память, воспитывает настойчивость, смекалку, трудолюбие, целеустремленность, точный расчет.
Шахматы по своей природе остаются, прежде всего, игрой. И ребенок, особенно в начале обучения, воспринимает их именно так, как игру.
В нашей школе на третьем этапе дети начинают изучать шахматную доску, а также белые и черные поля. С большим старанием ребята раскрашивают клеточки на нарисованной шахматной доске и отдельно раскрашивают шахматные фигуры.
Изучаем, что такое горизонталь, вертикаль и диагональ, мы стараемся объяснить малышам — это шахматные линии, как проспекты и улицы в нашем городе по, которым ходят люди и ездят машины, а здесь ходят фигуры.
Правильно показываем, как должна стоять шахматная доска между партнерами, как стоят белые и черные фигуры в начальном положении.
Практика показывает, что ребенку, не достигшему шестилетнего возраста трудно отличить горизонталь от вертикали, выговаривать и запоминать эти слова.Отличить горизонтали, вертикали и диагонали хорошо помогают дидактические игры — задания, такие как: «Заполни фишками белые диагонали».
«Горизонталь» и «Вертикаль» — двое играющих по очереди заполняют одну из горизонтальных или вертикальных прямых линий шахматной доски пешками. «Диагональ» — то же самое, но заполняется она из диагоналей шахматной доски.
Творческие задания: «Раскрась две горизонтали, вертикали — правильно, но разным цветом», «Проведи линии по белым диагоналям».
На четвертом этапе, переходим к изучению фигур и пешек. Чтобы легче было запомнить передвижение фигур, и, как они рубят на шахматной доске, используем в нашей школе очень популярную игру — «Жадный король или Поле чудес».
Пустые поля еще долго не будут иметь для начинающих шахматистов большого значения. Поэтому уважаемые родители достаем монетки — копеечки или пятаки, которые у Вас по банкам и в копилках у детей лежат, и начинаем играть.
Если их нет, то используйте фишки или шашки. Разложите «это» на полях между белым и черным королями. «Монархи» в отсутствие «подданных» сами отправляются собирать урожай.
Следите за тем, чтобы жадность не взяла верх над шахматными правилами: еще и еще раз объясните, что король не может встать на поле рядом со своим оппонентом.
Обычно кружение двух фигур вызывает веселье и поднимает настроение. Если никто не уступает и устали — игру можно остановить и посчитать трофеи, победил тот, у кого урожай больше.
Такие игровые действия можно производить со всеми фигурами, кроме пешек.
Данные игровые упражнения для детей, делают более доступным процесс познания азов шахматной игры, знакомит с пространственным ориентированием.