Вы решили познакомить Вашего малыша с игрой в шахматы?
Это очень хорошо, и вот почему. Ведь шахматы – это не только игра, доставляющая детям много радости, удовольствия, но и действенное, эффективное средство их умственного развития.

Мы по просьбе моих знакомых, а также многих взрослых, и в помощь всем заинтересованным, открываем не большой цикл статей, где я постараюсь, как можно более подробно обсудить и разобрать особенности, с которыми часто сталкиваются родители, когда их посещает мысль научить свое чадо премудростям этой древнейшей игры.

Когда начинать обучение шахматам?

Из моего большого опыта работы с малышами, как детского тренера и педагога, обучение можно начинать с 4-5 лет, но, безусловно, на уровне, доступном для ребенка.
Но, известны случаи, когда ребенок только к 9-10 годам по-настоящему проявлял интерес к шахматам, и добивался блестящих результатов (пример этому - действующий чемпион мира по шахматам Магнус Карлсен).

На мой взгляд, на вопрос "Когда начинать?" – нет однозначного ответа. Каждый раз надо учитывать индивидуальность ребенка. И самое главное нравится ли ему эта игра. Нельзя навязывать шахматы насильно. Оптимально начинать заниматься шахматами лучше всего в дошкольном возрасте – это лучшая пора для формирования и развития большинства навыков и умений.

Главная моя цель , не только качественно научить ребенка игре в шахматы, но и привить интерес к этой мудрой игре, ненавязчиво помочь им самим разобраться в хитросплетениях на черно-белых квадратиках.

Для первоначального знакомства родителям нужно купить деревянные фигуры крупного размера, с диаметром основания 3,5-4,5см, и в высоту- 10-12см, строгой формы.
Малыш должен запомнить, как называются фигуры, уметь отличить одну фигуру от другой по форме и цвету.

Как научить ребенка играть в шахматы

«Волшебный мешочек» или «Назови фигуру»

Раннее обучение детей дошкольного возраста игре в шахматы позволяют обеспечить более комфортное вхождение ребенка в учебный процесс начальной школы, помогают расширить круг общения детей, к тому же дают возможность современному ребенку научиться выбирать из потока информации самое главное, которое будет его окружать в жизни.

Весь процесс обучения ребят в нашей школе-студии «ГАРДЭ» строиться в непринуждённой игровой форме с использованием шахматных дидактических игр и упражнений.
Только таким образом ребенок может освоить материал, не теряя к нему живого интереса.

Шахматная игра помогает расширению круга общения, возможностей полноценного самовыражения, самореализации, позволяет детям преодолеть замкнутость, мнимую ущербность.
Обучение игре в шахматы с самого раннего возраста помогает многим детям не отставать в развитии от своих сверстников.

Процесс обучения в нашей школе проходит в несколько этапов:
  • Первый.
Художественно — творческая деятельность: — раскрашивание, рисование, вырезание, различные аппликации на шахматную тему и т. д.;
— разучивание стихотворений о шахматных фигурах.

  • Второй.
Дидактические игры-задания:
— «Чего не стало», «Что изменилось» «Большая и маленькая»;
— «Собери шахматную фигуру» — дети из нескольких частей собирают целую шахматную фигуру (пазлы);
— «Найди фигуру».
На столе расставляют белые и черные шахматные фигуры, и детям необходимо найти ту или иную фигуру на демонстрационной магнитной шахматной доске;
— «Волшебный мешочек».
В непрозрачном мешочке по очереди прячутся все шахматные фигуры, каждый из детей на ощупь пытается определить, какая фигура спрятана;
— «Назови фигуру»
Ребенок бросает кубик с шахматными фигурами, на какую сторону упадет кубик, ту и называет фигуру.

Эти игры помогают лучше познакомить и закрепить малышам название шахматных фигур.
А просмотр познавательных шахматных мультфильмов:
— «Мудрые сказки тетушки совы»; - Забавная история про ежика, где он учится в лесу играть в шахматы; - «Фиксики», «Маша и Медведь» и других мультфильмов про шахматы формируют интерес к шахматной игре.

Почему мы любим, играть в «Жадного Короля»?

Шахматы — старинная и очень увлекательная игра, помогающая в развитии памяти и логического мышления. Интеллектуальная игра в шахматы является одним из наиболее распространенных видов спорта в нашей стране.

Данная игра вырабатывает объективность мышления, логику, тренирует память, воспитывает настойчивость, смекалку, трудолюбие, целеустремленность, точный расчет.
Шахматы по своей природе остаются, прежде всего, игрой. И ребенок, особенно в начале обучения, воспринимает их именно так, как игру.

В нашей школе на третьем этапе дети начинают изучать шахматную доску, а также белые и черные поля. С большим старанием ребята раскрашивают клеточки на нарисованной шахматной доске и отдельно раскрашивают шахматные фигуры.
Изучаем, что такое горизонталь, вертикаль и диагональ, мы стараемся объяснить малышам — это шахматные линии, как проспекты и улицы в нашем городе по, которым ходят люди и ездят машины, а здесь ходят фигуры.

Правильно показываем, как должна стоять шахматная доска между партнерами, как стоят белые и черные фигуры в начальном положении.
Практика показывает, что ребенку, не достигшему шестилетнего возраста трудно отличить горизонталь от вертикали, выговаривать и запоминать эти слова.

Отличить горизонтали, вертикали и диагонали хорошо помогают дидактические игры — задания, такие как: «Заполни фишками белые диагонали».
«Горизонталь» и «Вертикаль» — двое играющих по очереди заполняют одну из горизонтальных или вертикальных прямых линий шахматной доски пешками. «Диагональ» — то же самое, но заполняется она из диагоналей шахматной доски.
Творческие задания: «Раскрась две горизонтали, вертикали — правильно, но разным цветом», «Проведи линии по белым диагоналям».

На четвертом этапе, переходим к изучению фигур и пешек. Чтобы легче было запомнить передвижение фигур, и, как они рубят на шахматной доске, используем в нашей школе очень популярную игру — «Жадный король или Поле чудес».

Пустые поля еще долго не будут иметь для начинающих шахматистов большого значения. Поэтому уважаемые родители достаем монетки — копеечки или пятаки, которые у Вас по банкам и в копилках у детей лежат, и начинаем играть.
Если их нет, то используйте фишки или шашки. Разложите «это» на полях между белым и черным королями. «Монархи» в отсутствие «подданных» сами отправляются собирать урожай.

Следите за тем, чтобы жадность не взяла верх над шахматными правилами: еще и еще раз объясните, что король не может встать на поле рядом со своим оппонентом.
Обычно кружение двух фигур вызывает веселье и поднимает настроение. Если никто не уступает и устали — игру можно остановить и посчитать трофеи, победил тот, у кого урожай больше.

Такие игровые действия можно производить со всеми фигурами, кроме пешек. Данные игровые упражнения для детей, делают более доступным процесс познания азов шахматной игры, знакомит с пространственным ориентированием.

ошибки в обучении шахматам

Все родители мечтают вырастить умного и успешного ребёнка. Обычно они прекрасно понимают, отдавая его в силовые секции и кружки, что кроме физических нагрузок, ребенку необходимо развивать память, научиться логически мыслить, а также сформировать у него быстроту мышления и выработать усидчивость.

Многие родители делают выбор в пользу шахмат, ведь эта умная игра поможет научить ребенка всему выше сказанному. Но, уже на начальном этапе решения этого вопроса, к сожалению, большинство делают ошибки, которые могут навсегда отбить охоту изучать эту игру.


  • Первое: самостоятельно пытаются сразу донести до ребенка правила игры. А ведь сначала необходимо заинтересовать его с помощью различных сказок, стишков, мультиков… Иными словами, вызвать его интерес к игре.
От успешного решения этой не простой задачи и будет зависеть все дальнейшее обучение вашего ребенка.


  • И второе: на первоначальном этапе 80% родителей отдают предпочтение специализированной школе. Но этого не следует делать. Почему? — спросят меня. Вкратце в предыдущих статьях я уже об этом писал. Все очень просто. На начальном этапе это может быть не полезно, а напротив, опасно и иметь много негативных последствий.
Говорить так мне позволяет мой многолетний личный опыт (кто не согласен, при личной встрече мы можем обсудить этот вопрос).


Определенно замечено, что дети быстрее начинают играть в шахматы, когда в качестве их первого учителя выступает старший брат, отец или дедушка, которые научились играть в шахматы давно. Кстати, меня в шахматы научил играть дедушка.

Это совсем не означает, что на первоначальном этапе обучения игре в шахматы с детьми не должны заниматься опытные педагоги, которые в совершенстве владеют этим искусством. В приоритете у родителей должны быть частные школы, где не большие группы по 5−6 человек, и каждому ребенку уделяется максимум внимания.

Почему родители и тренер должны находить между собой компромисс?

Показатели ребенка в младшем дошкольном возрасте при обучении игре в шахматы могут возрасти, если родители и тренеры чаще между собой будут общаться на хорошей «ноте». А то мы часто становимся свидетелями гипертрофированного участия и всезнания родителей в области игры и методики обучения.

Что посильно некоторым детям в 4−5 лет по освоению игры в шахматы, то к другим детям это приходит намного позже. Кроме того, многое еще зависит от того, кто занимается обучением ребенка, насколько он сам близок к шахматам.

Многие родители часто предъявляют свои претензии по работе к тренерам. Но очень хочется всегда спросить дорогих родителей, что же Вы сами, уважаемые родители сделали для того, чтобы Ваше чадо добилось успеха?

А выполняет ли Ваш ребёнок домашнее задание? Кстати, школьные задания же вы решаете постоянно дома. Почему Вы считаете, что задания тренера можно игнорировать?

Очень часто приходится слышать от детей: «А мама сказала, что мне это не надо…» Дорогие мои, мама тут вообще причём?
Есть указания и требования тренера. Почему вы считаете, что этим можно пренебречь?

Многие родители считают, что если они платят деньги за обучение, то могут диктовать тренеру, как обучать их ребенка и по какой программе. Вопрос к родителям: если Вы, уважаемые все знаете, то почему сами не обучаете свое чадо, зачем в таком случае Вы привели его к тренеру. Кто платит, тот и заказывает музыку, — здесь это не работает!

Мы же не приходим к вам домой и не учим Вас, жарить котлеты, например.

Или мы спокойно можем пропустить несколько занятий, а потом говорить, почему мой ребенок выступил на соревнованиях плохо. Если Вы отдали свое дитя опытному тренеру, то, максимально полностью должны полагаться на его профессионализм.

А ведь в любом деле нужна система и постоянство (тем более, когда мы говорим о шахматах). Ведь это очень сложная игра.

И здесь есть еще один отрицательный момент, в результате Вашей безответственности, у ребенка вырабатывается понятие о том, что так можно поступать всегда. Дети, как Вы прекрасно знаете, во всем копируют своих родителей. И ребенок еще не понимая, начинает делать не обдуманные поступки. Он не только не ценит чужое время, но и потом, и свое тоже.

Многие родители сегодня считают, что воспитывать должна школа и спорт. Нет! Научить элементарным правилам приличия должны родители. Ваш ребёнок должен знать, что такое уважение к старшим и тем более к своему педагогу. Войдя в класс сказать: «Здравствуйте». Уходя, не забыть поблагодарить за тренировку и сказать: «Спасибо», «До свидания»!

Как правильно выбрать тренера для своего ребенка?

Специалист, который будет вести вашего малыша по шахматному пути, не только закладывает первые понятия о шахматах, но и принимает не посредственное участие в формирования культурного и духовного развития в воспитания Вашего ребенка.
И он должен постараться привить любовь вашего ребенка к этой мудрой игре. Фактически у вашего ребенка появляется вторая семья.

Успех в работе во многом зависит от личности преподавателя, от его опыта и умения вести занятия с различными по возрасту юными шахматистами, от индивидуального подхода к каждому ученику.

Дети, как и взрослые, тоже должны уметь принимать решения, пускай это будут маленькие, но свои, за которые они должны уметь нести ответственность, а не искать виноватого и ждать, что кто-то за них все решит и все само устроится. Причем в начале жизненного пути малыша, шахматы, как раз, будут этому очень сильно способствовать.

Никогда не обсуждайте работу тренера при детях. И старайтесь, уважаемые родители, не вмешиваться в учебный процесс и план работы тренера, если к тому же, Вы ему доверяете.
Поверьте, что для каждого ученика есть свой план работы и подход. Своя воспитательная работа. И свой темп развития. Кто-то соображает и учит быстро, а кому-то нужно время. Это нормально. Всё мы живые люди и все мы разные.

И не стоит биться в истерике при одном неудачном выступлении, Ваши дети не роботы и всегда имеет быть человеческий фактор.
Тренер всегда думает о том, как лучше сделать тут, и тут… А здесь… На работе мы всегда отдаём частичку себя, чтобы сделать ваших детей лучше.

Тренер учит их многим человеческим качествам, которые помогают им жить во взрослой жизни: ответственности, умению добиваться своего ни смотря не на что, упорству, взаимовыручке, умению решать проблемы в острой ситуации, соображать и не теряться, достоинству и можно ещё очень долго перечислить.

В последнее время игра в шахматы становится все более популярной, и престижные «Центры развития детей», и детские садики попроще все чаще стали приглашать в свою команду шахматных тренеров для обучения малышей этой увлекательной и полезной игре. Работа тренера данной сферы, как и любого другого — это постоянное работа мозга и затраты больших энергетических ресурсов. Мы не можем просто закрыть ноутбук и пойти домой. В голове всегда роится куча планов, замыслов, и… шахматных партий.

Но работа с малышами требует не только хороших тренерских качеств, но и, (пожалуй, самое важное!) педагогических навыков. Ведь здесь важны знания детской психологии и умение находить подход к каждому маленькому человечку. Ведь каждый ребенок — это личность!
Настоящий тренер-педагог, увлеченный своим делом и любящий детей, относится к своим ученикам как к своим детям, проявляя подчас отеческую заботу, и старается максимально передать им свои знания. И здесь очень важны интуиция тренера, его оптимизм, увлеченность, уверенность и работоспособность.

И напоследок, уважаемые родители, я хотел бы дать Вам один совет: если Вы все же решите отдать свое чадо на шахматы, то обязательно обратите внимание на педагогический стаж тренера и опыт его работы с малышами в данной сфере. В реалиях нашего времени это совсем не сложно, за то Вы оградите себя от постоянных поисков тренера, а своего ребенка от травмирования его детской психики.
Конечно, мне могут возразить: есть т. е. кто считает. что заниматься и обучаться шахматам можно и самостоятельно, на компьютере… Но никакие компьютерные технологии не смогут заменить непосредственное, живое общение с учителем. Результат от такого взаимодействия будет только положительным, а процесс обучения намного интересней!

Пользуясь случаем, приглашаю Ваших деток на обучение в нашу шахматную школу «ГАРДЭ».
Записаться на пробное бесплатное занятие – консультацию можно ниже.
Запись
на пробное
бесплатное
Чтобы записаться в нашу школу, заполните короткую анкету, либо свяжитесь любым удобным для Вас способом:
«Учитель не тот, кто учит, а тот, у кого при желании можно научиться»
Ⓒ Народная мудрость
занятие
интересные статьи
Made on
Tilda