Исследования также подтвердили пользу от применения следующих способов тренировки:
1. Решение заданий без передвижения фигур на доске.
2. Чтение шахматной литературы без доски (сначала от диаграммы до диаграммы, затем текста коротких партий до 25 ходов).
3. Решение задач, этюдов и других упражнений без доски.
4. Чтение и последующее воспроизведение текста партий (по 30—40 ходов и без наличия диаграмм в тексте).
Практика показала, что систематическое применение указанных выше способов тренировки резко повышает аналитические способности шахматистов.
К особенностям прогностического анализа в шахматах относится необходимость постоянного сопоставления расчетов с возможными ответными действиями соперника, который стремится обнаружить ошибки в планах другой стороны и дезинформировать относительно собственных намерений.
Процесс прогнозирования у шахматиста становится процессом рефлексивным, связанным с имитацией мыслей противника и анализом собственных рассуждений и выводов с учетом результатов имитации.
До сих пор объектом нашего внимания были преимущественно строго логические формы интеллектуальной деятельности. Вместе со многими исследователями — психологами, философами, математиками и специалистами в области информатики мы готовы признать исключительное влияние шахмат на развитие интеллекта.
Влиянием на развитие здравого смысла и строго логических форм мышления не исчерпывается роль шахмат в сфере интеллекта человека.
Многие позиции, возникающие в процессе игры, носят проблемный характер, не позволяющий выбрать решение, которое путем точного доказательства может быть признано единственно верным.
Подобная неопределенность, как и в жизни, возникает по двум причинам.
Во-первых, из-за невозможности во многих позициях действовать на основе анализа всех вариантов. При обдумывании шахматист, как правило, не перебирает все возможные ходы (их часто необозримое множество), а ограничивает поиски небольшим числом вариантов.
Во-вторых, неопределенность нередко возникает при наличии нескольких заманчивых продолжений. Возникает своеобразный избыток информации, который особенно опасен в ситуациях дефицита времени на обдумывание.
Поэтому шахматист часто делает выбор интуитивно, полагаясь не на «математически» точную, а на вероятностную оценку ситуации.
Эти качества формируются в процессе шахматной деятельности и, как свидетельствуют данные психологических исследований, заметно выражены у шахматистов высокой квалификации.
Бесспорно, проявление этих качеств во многом зависит от природного потенциала человека, но было бы неверным полагать, что творческие способности не поддаются целенаправленному процессу формирования и развития, в том числе и при обучении шахматам и в ходе тренировок.
По-видимому, шахматы допустимо рассматривать в качестве своеобразного тренажера творческих способностей человека.
©Крогиус
В том, что шахматы благоприятно влияют на развитие умственных способностей, уже нет сомнений. Польза шахмат при развитии детей и взрослых была доказана неоднократно множеством исследований и экспериментов. Влияние шахмат на интеллект изучено в теории и подтверждено на практике.
При обучении детей и подростков влияние шахмат на их интеллект имеет ключевое значение не только в развитии, но и в формировании нового сознания. Молодые люди, открытые к обучению шахматам, начинают рассуждать логически, развивают в себе способности к аналитике, привыкают стратегически мыслить, тренируют память. Взрослым же шахматы помогают поддерживать свои умственные способности в тонусе, позволяют оттачивать приобретенные ранее навыки.
Одно из ключевых умений, которое дают шахматы – способность к последовательному мышлению. Все, что происходит на доске во время игры, не случайность, и победа в поединке дается тому, кто умеет продумать свои ходы, а не просто играет наугад. В этом плане влияние шахмат на интеллект очевидно. В процессе игры шахматисты развивают сравнительный мыслительный анализ, который является одним из основных инструментов хорошего игрока. Кроме того тренируется память, способность видеть различия в похожих ситуациях и сходства в различных. Поскольку шахматы игра скорее творческая, чем математическая, суть таких умений отнюдь не в запоминании всех возможных комбинаций и ходов. Влияние шахмат на мозг человека в данном случае проявляется в развитии пространственного интеллекта, нежели в тренировке оперативной памяти.
Шахматы учат думать. И эта способность в дальнейшем проявит себя как у детей, так и у взрослых в различных сферах деятельности. Влияние шахмат на интеллект человека дает результат не только в игре, но и за ее пределами. Получив навык мыслить самостоятельно и видеть наперед результат своих действий, безусловно, пригодится не только в шахматном поединке. Обучение детей игре в шахматы благотворно влияет на их успеваемость в школе. Не зря все чаще поднимается вопрос о введении шахмат в школьную программу в качестве обязательного урока. Влияние шахмат на интеллект особенно силен в раннем возрасте, именно школьники могут получить наибольшую пользу от этого вида спорта.